Андрей Скатерной: Оскар для губернатора

уже не раз писал о Центре реабилитации детей с ДЦП «Вільний рух». Если не читали – прочтите тут и тут, оно того стоит. Сам Центр – организация неприбыльная и существует за счет дотаций с основного бизнеса владельцев, компании АТАСС-Борисполь. На днях я общался с ними, и услышал совершенно офигительную историю, которую постараюсь максимально кратко здесь изложить.

Компания АТАСС-Борисполь много лет занимается пассажироперевозками по городу и региону. Предприятие платит в год 5 миллионов гривен налогов — это второй после аэропорта плательщик налогов в Бориспольском районе. Работают полностью в белую, соблюдают все законы, имеют сертификат соответствия лицензионным требованиям Мининфраструктуры. И тратят прибыль в том числе и на Центр реабилитации детей.

Итак, АТАСС-Борисполь занимается пассажироперевозками. Тарифы на проезд последний раз пересматривались в 2014 году, а за это время подорожало и топливо, и запчасти, и зарплаты сотрудникам приходится поднимать. Да и даже сами автобусы Богдан украинского производства с тех пор подорожали с 1,7 млн до более, чем 2-х млн.

Исходя из этой ситуации и норм закона, начиная с января 2017 года компания АТАСС-Борисполь решила поднять цену на проезд. Новые тарифы предприятием были взяты не с потолка, а рассчитаны по методичке профильного министерства, и поднялись с 56 коп/км до 70 коп/км, т.е. на 30%. Где-то так же повысили тарифы и другие транспортные предприятия области – ведь ситуация у всех похожа.

И тут на сцену выходит губернатор Киевской области Александр Горган (бывший мэр Вышгорода), назначенный на должность 28 октября. В начале года он собирает у себя всех перевозчиков и ультимативно требует понизить тарифы — вернее просто отменить повышение, как «безосновательное». А кто не будет брать – отключим газ не согласится, того губернатор обещал давить – с интересной формулировкой “в рамках закона”.

На предъявленные перевозчиками расчёты себестоимости Александр Горган внимания не обратил, и на вопрос «от чего нам отказаться – от закупок топлива, или от выплат зарплат?» отвечать почему-то не стал. Единственная уступка, на которую он пошёл — потребовал снизить тарифы… только на пару недель, а потом, мол, соберёмся и обсудим повышение.

А знаете, почему так странно — «на пару недель»? Разговор, напоминаю, проходил в середине января. А в конце января губернатору нужно было отчитываться за первые 100 дней работы, а в начале февраля должен был выйти рейтинг губернаторов. И, очевидно, Горгану хотелось выглядеть и там, и там красиво, получить свой «Оскар», а заодно и народу полюбиться — тема-то хорошая, в народе популярная, поскольку городским транспортом все пользуются. Ну а то, что этот популизм будет оплачен убытками перевозчиков — это такие пустяки, смешно ей-богу.

Но это была присказка, сама сказка у нас еще впереди.

По итогам заседания у губернатора экономисты АТАСС-Борисполь еще раз проверили тарифы и пришли к выводу, что падать некуда. И не стали их снижать — ни на две недели, ни на месяц. Ряд мелких перевозчиков снизили, но быстро поняли, что не вытягивают и вернули через пару дней обратно. И началась война миров. Мира бизнеса и мира популистов.

Для показательного наказания Горган выбрал как раз предприятие АТАСС-Борисполь. После угроз, что следующий конкурс на перевозки пройдет без АТАСС-Борисполь, губернатор перешел к военным действиям. Есть данные (пока документально не подтверждённые), что он начал с рассылки писем в разные инстанции – пожарникам, санэпидем и пр. с требованиями проверок. Но, так как эти проверки указом Гройсмана запрещены, никто не приехал и губернатор стал присылать «комиссии» от ОГА – в рамках проверок исполнения основных договоров с перевозчиками.

Почему «комиссии» в кавычках? Ну потому что комиссия – это не только какие-то люди, это еще и документы. А вот документов у «проверяющих» не было — в ОГА не дураки сидят и не захотели подставлять свой зад под губернаторские спецоперации. Первые «проверяющие», два растерянных человека, не совсем понимающие, кто они, куда и зачем, приехали и что-то посмотрели. Что они увидели, осталось тайной, ибо копии акта они не оставили, если он вообще был составлен. Вторая «комиссия» вооружилась – в буквальном смысле, они привезли с собой целого военкома (!). Наверное, это первый в истории случай проверки гражданского предприятия военкомом. Служивый честно пытался выполнить приказ и что-нибудь проверить, сквозь зубы матеря тех, кто его сюда отправил. Третья «комиссия» после вопроса «понимают ли они, что после приезда с требованием проверки и без документов, простого вызова полиции достаточно для обвинения лично их в вымогательстве?», горько заплакала и уехала, не вытерев лужи. Было бы смешно, если бы не было так грустно.

После чего ОГА стало проверять автобусы на линии (кстати, каждый автобус АТАСС-Борисполь оснащён видеорегистраторами, в том числе и для контроля водителя), что есть нарушение инструкций, гласящих, что проверять можно только перед выездом на линию. В итоге нашли два нарушения – скол стекла и… снег на подножке. Зимой. Ага. Пинкертоны, прям.

Пока в пользу АТАСС-Борисполь работает то, что их бизнес чист и придраться реально не к чему. На другие предприятия тоже приезжали «комиссии», но поскольку с их владельцами я не общался, рассказать вам детали не смогу. Возможно кого-то и «нагнут», не у всех все так хорошо организовано. Зато нелегальные перевозчики работают на бориспольском (и не только) рынке вовсю, потому что нелегалом быть намного выгоднее. Ты никому не обязан, ты можешь возить людей на старых ржавых корытах с лопнувшими рессорами, тебя не проверяют, и ты можешь снимать сливки – возя людей в самое востребованное время и по самым «вкусным» маршрутам и остановками в удобных, но запрещенных местах. А вот легального перевозчика за трещину на лобовом можно остричь на 1700 грн запросто. Делает ли власть что-то для того, чтобы убрать нелегалов? Не похоже. Тем более, что с ними есть возможность договариваться.

Ещё нюанс. По идее, после того, как перевозчик выиграет тендер, ему власти должны выплачивать 100% компенсацию за провоз льготников. Но власти не подписывают договор, что позволяет им не выплачивать эти деньги. В итоге, область не платит ничего. Годами. До того, как начать войну, губернатор в процессе торга предлагал АТАСС-Борисполь оплачивать 25% льготных перевозок — в обмен на отмену повышения тарифов. То есть пытался продать четверть от того, что обязан отдать по закону. Это чтоб вы понимали цену популизму и заботе о людях.

На самом деле перевозчики прекрасно осознают социальную нагрузку их бизнеса (а некоторые этим пользуются, устраивая забастовки и парализуя города). И компания АТАСС-Борисполь готова обсуждать тарифы, но именно обсуждать. Губернатор мог бы спросить, как можно помочь перевозчикам уменьшить затратную составляющую, или увеличить доходную, чтобы совместными усилиями понизить тарифы для населения. Просто требовать их понизить ниже себестоимости — означает заставлять бизнес уходить в тень, а то и вовсе уходить с рынка. Хозяин плюнет на всё, продаст автобусы, оборудование, землю и отлично будет жить на далёких островах. А городу останутся потерянные рабочие места (а, значит, и покупательная способность этих рабочих), потерянные налоги, и, в конце концов, потерянный сервис для нас с вами.

Вы помните, как работал общественный транспорт в конце 90-х – начале 2000-х? Помните ржавые, редко ездящие автобусы? Когда согласен заплатить вдвое большую цену за возможность добраться с дачи домой в воскресенье вечером. Кому это нужно сегодня?

Меня всегда злость берёт, когда вижу чиновника, душащего реальный и полезный бизнес. Губернатор обещает не допустить АТАСС-Борисполь к конкурсу? Ок, я лично приеду на этот конкурс и буду вести прямую трансляцию. И мы посмотрим, как она скажется на его «рейтингах».

Но если губернатор всё-таки решит перейти от войны к переговорам, или на страницах этого блога обрисовать своё видение ситуации — welcome. Мы открыты для всех.

Прямо перед публикацией поста поступила новая информация.

Заместитель губернатора своими постановами начал останавливать действия договоров с неугодными перевозчиками и передавать маршруты другим.

Как мне обьяснили, в некоторых случаях просто отменялся маршрут и заменялся, на подобный, +/- 300 местров длины и с иным расписанием. Потом, как я понял, без конкурса маршрут получал другой перевозчик.

Оценку этим действиям придется давать, видимо, следственным органам, куда уже написаны иски.

Продолжение явно будет….

Ниже прикладываю документ производства КОГА, для ознакомления желающими.Интересно будет мнение юристов, спасибо.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *