Церковь и интимные отношения.

Andriy Dudchenko:

(Пишу російською мовою, щоб могли прочитати й мої російськомовні друзі)

«Есть две вещи, которые вы не можете делать в одиночку: секс и литургия». Архимандрит Роберт Тафт.

Читайте и не говорите, что церковь вам не рассказывала о сексе.

Бог установил брак, причем еще в раю. А безбрачие — хоть и является подражанием Христу, но установление это человеческое, а не Божественное.

 

Интимные отношения — чистые и святые, и становятся великим таинством, запечатлевающим и исполняющим брак. Это поистине литургия двух, подобная Божественной Евхаристии.

В то же время инстинкт продолжения рода и связанное с этим половое влечение и отношения — то, что роднит нас с животным миром. Животные по своей природе отношения становятся в высшей степени человечными и духовными, когда соединены с любовью. А без любви или вне брака эти отношения — в высшей степени скотские, разрушающие, сеющие смерть.

Бытует мнение, что первородный грех заключался в том, что Адам и Ева переспали друг с другом. На самом деле Библия говорит о другом, но использует при этом язык мифа, так что мы не знаем, в каком именно действии состоял грех прародителей. Однако не случайно в массовом представлении первородный грех и секс связаны.

Мне близко толкование прп. Ефрема Сирина, в котором он сравнивает Древо познания добра и зла с Евхаристией.

Заповедь не вкушать плодов от этого древа была дана людям не навсегда, а на определенное время. Сравнивая весь сотворенный мир с храмом, а Эдемский сад — с «трапезой», св.Ефрем Сирин называет древо познания — алтарем, «святым святых», в которые человек (поставленный Богом на земле как царь и священник) мог войти со временем, при определенных условиях. В древе познания, пишет преподобный Ефрем Сирин, была заключена «слава рая», поэтому всякий, «вкушающий плода сего, должен или прозреть и стать блаженным, или прозреть и восстенать. Если вкушает преданный греху, то будет сетовать, ибо увидит собственное бесславие и устыдится».

Это же можно сказать и о сексе. Интимные отношения в браке — чисты и святы, они являют единение двух любящих во всей глубине, когда телесное единство запечатлевает единство душ. Но эти же отношения могут быть «украдены», когда вместо любви и полного единения они становятся проявлением похоти, эгоизма, насилия и пр. Конец таких греховных отношений — разочарование, пустота, презрение к жизни.

Одно и то же самое: то, что выражает самое чистое и высокое в человеке — любовь, может стать и самым низким падением. То, что приносит полноту и невыразимую радость, может стать источником неисцельной боли и страданий. Одно и то же может быть благословением и проклятием.

«Да лобзает он меня лобзанием уст своих! Ибо ласки твои лучше вина, и обоняние благовоний твоих лучше всех ароматов», — так начинается в Библии книга Песнь Песней — самая эротическая книга из всех, что мне доводилось читать. Описывающая отношения влюбленных, эта книга и в иудейской, и в христианской традиции трактовалась как аллегория любви Бога к человеку.

Человек создан по образу и подобию Бога, и любовь супружеская подобно любви Бога к Своему творению. Мы называем Бога Отцом, но в Писании есть еще один образ Бога — Возлюбленного, а еще точнее сказать, Возлюбившего. Примечательно, что в греческом языке для обозначения любви Бога к человеку часто используется слово «эрос», обозначающее любовь пылкую, пламенную, как у влюбленных. В славянском это обычно переводят как «рачение». «Изменил мя еси Божественным Твоим рачением…» — перед Причастием, помните?

Интимные отношения в браке — это область тайны, таинства, в которое не надо посвящать посторонних. Поэтому меня всегда коробит, когда во время исповеди пытаются рассказать о каких-то моментах в супружеских интимных отношениях, или каются в «супружеском невоздержании во время поста». Или когда кто-то от имени церкви пытается регламенировать, как часто и когда и каким образом этим можно или нельзя заниматься.

Муж и жена сами должны решать, как часто и как им быть вместе в интимном смысле. Пост тут — совершенно второстепенный вопрос.

Апостол Павел советует христианам в браке:

«Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в (посте и) молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7, 3-5).

Как пояснял однажды о.А.Кураев, слова «в посте» в древнейших рукописях нет. Авторитетный современный текстолог-библеист Мецгер говорит, что это добавлено в аскетических целях (см. Metzger B. A textual commentary on the greek New Testament. Stuttgart, 1994, p. 488). «Прибавка «для поста» имеется только в очень малом количестве рукописей» (Толковая Библия. Т. 11, Спб., 1913, с. 48). Ни латинский ни древне-армянский тексты Нового Завета этой вставки не знают.

В 3 правиле св. Дионисия Александрийского говорится: «Вступившие в брак сами себе должны быть довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, что подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом опять вместе быть».

Человеческие установления, созданные даже с самыми лучшими мотивами, не должны становиться законом, превышающим Богоустановленную норму. Воздержание — не грех только в том случае, если оно не в ущерб другому в семье, а соединение в супружестве — не грех вообще.

На иконе: объятия праведных Иоакима и Анны, родителей Марии-Богородицы.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *